Превосходный контрабас с безошибочным чувством свинга
Один из выдающихся контрабасистов эпохи хард-бопа, Уилбур Уэйр, родился 8 сентября 1923 года в Чикаго.
Он самостоятельно обучился игре на банджо, скрипке и барабанах, а затем освоил контрабас, причём открыл его возможности как перкуссионного инструмента. Уже в 1940-х годах он начал работать с именитыми музыкантами – Стаффом Смитом, Сани Ститтом, Роем Элдриджем, Сан Ра.
А в 50-х годах, после переезда в Нью-Йорк, начинается самое интересное. Он записывается с Эдди Винсоном, Артом Блэйки, Бадди ДеФранко. 1957-58 годы были особенно плодотворными: во-первых, вышел сольный альбом Уэйра, во-вторых, началось сотрудничество с Телониусом Монком, Сани Роллинсом, а в-третьих – Уилбур Уэйр был запечатлён на легендарной фотографии «A Great Day in Harlem». С 1954 по 1958 годы он работал на студии грамзаписи «Riverside Records» в качестве сессионного музыканта, а также и на других крупных лейблах, где принимал участие в записях альбомов таких музыкантов, как Кенни Дрю, Джей Ар Монтероуз, Тутс Тилиманс, Тина Брукс, Зут Симс, Грант Грин. На всех записях этого периода его творческая одаренность проявляется необычайно ярко. Работы этого периода раскрывают его больше, чем его игра до и после – как в свинговых, так и авангардных ансамблях. А в 2012 году вдова Уэйра опубликовала коллекцию ранее неизданных композиций, записанных с трубачом Доном Черри в альбоме «Wilbur Ware: Super Bass».
Наркотическая зависимость привела к тому, что в 1963 году Уэйр возвращается в Чикаго, где 6 лет проводит в бездействии. А с 1969 года последовали записи с Клиффордом Джорданом, Сани Роллинсом и Элвином Джонсом, Арчи Шеппом. Он переехал в Филадельфию, где скончался от эмфиземы в 1979 году.
Его непосредственность, огромная восприимчивость и чуткость в сочетании с повышенным пониманием всех музыкальных тонкостей и постоянным техническим совершенствованием претворились в особенный узнаваемый стиль игры. Особого внимания заслуживает его работа в ансамблях без фортепиано, где бас, помимо ритмической, нес полную гармоническую нагрузку. Уэйр известен своим творческим подходом к использованию времени и "пространства", своими прогрессивными сольными техниками и отличительным перкуссивным звуком. Лучшая иллюстрация – динамичный диалог его баса с фортепиано Монка в композиции «Off Minor» ("Take 5"), который развивается в блестящее соло Уэйра, признанное одним из лучших в истории джаза.
Ландыш Рифовна
#WilburWare #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #JazzLeader #JazzBass #8SeptemberJazz